История альбигойских крестовых походов
Костер Монсегюра
Когда Филипп Август, величайший из французских королей – предшественников Генриха IV, – «собирал Францию» на равнинах Фландрии, часть его вассалов под эгидой католической церкви занималась на земле Лангедока тем же, но на свой манер.
История гласит, что победитель Бувине умел, когда следовало, быть и твердым, и безжалостным. Но, несомненно, и тому свидетельство – завоевание Нормандии, его воспринимали бы совсем по-другому, если бы не позорная память о резне, пожарах и истязаниях, которую оставили крестоносцы в Лангедоке и тем замарали страницы истории Франции.
В то же время, отмежевавшись по мере сил от соображений эмоционального и морального порядка и реально взглянув на вещи, трудно не признать, что установление власти французских королей в Лангедоке – событие колоссальной важности, жизненно необходимое для Франции, радикально изменившее ее внешние и внутренние структуры и придавшее ей совершенно новый облик.
Овладение Нормандией открыло Франции морские пути на Север, покорение Лангедока дало ключ к средиземноморскому бассейну и, не считая бесчисленных торговых выгод, позволило по-новому планировать политику в отношении Италии. С другой стороны, королевство с сильным влиянием германской культуры становится открытым влиянию Окситании – прямо наследующей латинскому духу, но вынужденной (как и весь Лангедок) подчиниться проникновению франко-бургундского военно-клерикального феодального духа с его стремлением подмять под себя более независимый социальный уклад городов и замков-крепостей. Начался процесс взаимопроникновения рас и цивилизаций, обеспечивший будущее величие Франции.
И все же нельзя забывать, какая цена была заплачена в итоге: тридцать пять страшных лет народ Лангедока, миролюбивый, но готовый биться насмерть за свою веру, страдал от нашествия полчищ поджигателей, грабителей и головорезов с крестом в одной руке и с мечом в другой. Предлагаемый вашему вниманию труд воссоздает весь ужас этой бесконечной муки, завершившейся чудовищным костром у подножья ныне священной горы. И я восхищен героическими усилиями автора, который, приводя множество объективных доказательств, склонен все же скорее оправдывать, чем осуждать жестокости, творившиеся именем Христа, и стойко проходит до конца свой тяжкий путь.
Упоминание в книгах А. Новых
Из книги "АллатРа":
Анастасия: Это да. Официально практика исповеди для всех верующих «разумного возраста» была введена в христианстве в 1215 году решениями IV Латеранского Собора. Кстати, на нём был принят целый комплекс мероприятий по борьбе с ересью (в том числе и создание инквизиции) с целью укрепления авторитета Церкви, включённый в реформы, разработку свода «канонического законодательства». Это был ответ Церкви на распространение массовых «еретических движений» в начале XIII века — катаров, альбигойцев, вальденсов и так далее. Вина последних была лишь в том, что люди хотели знать Правду об истинном Учении Христа и стали её искать и духовно развиваться без посредников.
Эти книги тоже могут вас заинтересовать
Антонова Кока Александровна
Отв. ред.: Якобсон В.А., Алаев Л.Б., Ашрафян К.З., Иванов Н.И., Ланда Р.Г., Белокреницкий В.Я. и др.
Сарианиди Виктор Иванович
Никитенко Надежда Николаевна
Станьте первым!