Эдда
без автора
Обе эти книги — и «Младшая Эдда» (она же «Прозаическая Эдда», а также, по автору, «Сноррова Эдда»), и «Старшая Эдда» (она же «Песенная Эдда» и, ошибочно, «Эдда Сэмунда») — используют древнескандинавские и древнегерманские легенды. В обоих случаях прослеживается определённое влияние христианства (намного более выраженное в «Младшей Эдде»), упоминаются исторические личности или литературные герои, которые воспринимались как реальные (как «верховный конунг Приам» — совершенно очевидный гомеровский персонаж). Кроме того, «Младшая Эдда» напрямую ссылается на «Старшую» (точнее, конечно же, на составляющие её легенды — текст сохранившегося манускрипта «Старшей Эдды» был написан позже, чем текст «Младшей»). А вот судьба этих книг сложилась по-разному.
С «Младшей Эддой» (изначально она называлась просто «Эддой») всё было достаточно просто. Написал её в 1222–1225 годах (некоторые источники уточняют: в 1223 году) исландский поэт, прозаик, историограф, юрист и политик Снорри Стурлусон, представитель знатного и влиятельного рода Стурлунгов.
Будучи христианином, но при этом человеком рационалистически настроенным, Стурлусон предлагает совершенно нерелигиозную версию того, как возник древнескандинавский пантеон. По мнению Снорри, изначально асы, ваны и прочие божества были людьми, которые при жизни чем-то прославились. Позднее народная память трансформировала их реальные заслуги и приписала несуществующие, люди начали поговаривать: «Эх, если бы нас возглавил тот покойный полководец, можно было бы не сомневаться в исходе войны» или «Сюда бы мудрейшего вождя прошлых времён, он бы рассудил верно»... и вот уже готов конунг Один, потомок троянцев!
Станьте первым!